Warning: include(/var/www/iill7773/data/www/wiselab.ru/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache-base.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u7426dd0/domains/wiselab.ru/public_html/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache.php on line 65

Warning: include(): Failed opening '/var/www/iill7773/data/www/wiselab.ru/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache-base.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /home/u7426dd0/domains/wiselab.ru/public_html/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache.php on line 65

Warning: include_once(/var/www/iill7773/data/www/wiselab.ru/wp-content/plugins/wp-super-cache/ossdl-cdn.php): failed to open stream: No such file or directory in /home/u7426dd0/domains/wiselab.ru/public_html/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache.php on line 82

Warning: include_once(): Failed opening '/var/www/iill7773/data/www/wiselab.ru/wp-content/plugins/wp-super-cache/ossdl-cdn.php' for inclusion (include_path='.:/opt/alt/php55/usr/share/pear:/opt/alt/php55/usr/share/php') in /home/u7426dd0/domains/wiselab.ru/public_html/wp-content/plugins/wp-super-cache/wp-cache.php on line 82
Создание символов вручную и их редактирование | Учебники

Главная > OrCAD > Создание символов вручную и их редактирование


Создание символов вручную и их редактирование

Создание символов вручную и их редактирование
Рассмотрим последовательность операций по созданию нового символа компонента или его редактирования.

  • Создание нового символа. Для создания нового символа переходят в режим редактирования символов и выбирают команду Part>New, в результате на экране появляется диалоговое окно для описания символа.
  • Это же окно активизируется по команде Part>Definition для редактирования информации о новом или существующем символе:

    • Description — текстовое описание символа (например, биполярный п-р-п транзистор, резистор и т.п., к сожалению, только по-английски), которое просматривается при выборе символов из библиотек и используется в средствах поиска компонента по ключевым словам;
    • Part Name — имя компонента, под которым он занесен в библиотеку символов;
    • Alias List — список псевдонимов символа; при размещении символа на схеме можно равноправно указывать как основное имя (Part Name), так и любой из псевдонимов (Alias);
    • АКО Name — имя прототипа, т.е. компонента, графика которого, выводы и все атрибуты переносятся для построения нового символа. При этом в текущем компоненте нужно отредактировать атрибуты и можно добавить новые и изменить текстовое описание, графику изменить нельзя — для этого нужно редактировать прототип. Символ компонента и его прототип должны находиться в одной и той же библиотеке. Этот способ значительно сокращает размер библиотек символов. Если у компонента имеется прототип, то в списке компонентов в скобках указывается его имя, например КТ316А (АКО NPN-R);
    • Туре — тип компонента, принимающий значения:
      • component — стандартные компоненты или иерархические символы;
      • annotation — неэлектрические символы;
      • hier port — соединения между разными уровнями иерархии;
      • global port — глобальные узлы, соединяющиеся друг с другом на всех страницах схемы (например, соединение с «землей»);
      • off page — соединители цепей на одной или разных страницах;
      • title block — угловой штамп чертежа;
      • border — рамка чертежа;
      • marker — маркер для вывода графиков;
      • viewpoint — отображение напряжения узла цепи в рабочей точке;
      • current probe — отображение тока вывода в рабочей точке;
      • optimizer parameter — задание значений оптимизируемых параметров;
      • stimulus — указание узла, к которому подключается источник сигналов, созданный с помощью StmEd;
      • simulation control — задание команд моделирования типа .IC, .NODESET;
      • No Connect — отсутствие соединений.

    Правильное назначение типа компонентов обеспечивает правильность выполнения ряда операций. Например, по команде Edit>Select All выбираются все символы схемы вместе с соединительными цепями, кроме символа углового штампа, имеющего тип title block. Это позволяет смещать изображение принципиальной схемы внутри рамки, оставляя угловой штамп на прежнем месте в нижнем правом углу листа. В противном случае угловой штамп перемещался бы вместе с остальными символами и его затем нужно было возвращать на прежнее место.
    Для ввода текстовых переменных курсором выбирается соответствующее поле редактирования и на клавиатуре набирается текст. При этом для внесения в список псевдонимов Alias еще одного имени нажимается кнопка Add. Работа в диалоговом окне завершается выбором ОК.

  • Графика символа. Графика символа компонента создается по командам Graphics . По окончании построения графики символа по команде Graphics>Bbox изменяют размеры прямоугольника, стороны которого нарисованы пунктирной линией, чтобы внутри контура прямоугольника находились все выводы компонента. Контур символа вычерчивается по командам Arc, Box, Circle и Line. Пояснительные надписи (к ним не относятся имена выводов и позиционное обозначение) наносятся по команде Text.
  • Выводы компонента. Выводы компонента изображаются по команде Graphics>Pin . На экране появляются изображение вывода, помеченное крестиком, и линия вывода, которые перемещаются вместе с курсором. Прежде чем нажатием левой кнопки зафиксировать расположение вывода, можно «горячими» клавишами Ctrl+F, Ctrl+R и Ctrl+T зеркально отобразить линию вывода (Flip), повернуть ее на 90° (Rotate) и изменить тип вывода (Pin Type). Имеются следующие типы выводов:
    • Normal — сигнал;
    • Bubble — сигнал с инверсией;
    • Clock — вход тактовых импульсов;
    • Bubble Clock — инверсный вход тактовых импульсов;
    • ANSI Inverted Out — выход в стандарте ANSI;
    • ANSI Inverted In — вход в стандарте ANSI;
    • ANSI Inverted Clock — инверсный вход тактовых импульсов в стандарте ANSI;
    • Zero Length — вывод нулевой длины;
    • Normal (long) — сигнал (длинный вывод);
    • Bubble (long) — сигнал с инверсией (длинный вывод);
    • Clock (long) — вход тактовых импульсов (длинный вывод);
    • Bubble Clock (long) — инверсный вход тактовых импульсов (длинный вывод).

    После фиксации вывода редактор предлагает разместить следующий вывод. Этот режим заканчивается двукратным нажатием левой кнопки.
    В заключение по команде Graphics>Origin курсором указывается положение начала координат на чертеже символа, которое отмечается квадратиком . К нему привязан курсор при размещении символа на схеме.
    При выполнении команды Graphics>Pin выводы нумеруются как 1, 2 и т.д. в порядке их подключения к символу и им присваиваются имена pin1, pin2 и т.д. Изменения номеров и/или имен выводов производятся в меню команды Part>Pin List .
    В списке имен выводов, помещенном в правом верхнем углу меню, выбирается имя редактируемого вывода, и оно переносится в окно Pin Name. После изменения имени вывода нужно включить/выключить опцию Display Name, чтобы это имя было видно/не видно на схеме. Одновременно редактируется тип вывода и его ориентация. На панели атрибутов вывода (Pin Attributes) изменяется номер вывода и указывается реакция модуля контроля ошибок электрической схемы (ERC), если на схеме к данному выводу не подключена ни одна цепь. В выпадающем списке If unconnected выбирается один из следующих вариантов:

    • Error — выводится сообщение об ошибке (список соединений не составляется);
    • RtoGND — вывод подключается к «земле» через резистор с большим сопротивлением;
    • UniqueNet — создается новое имя цепи (для контроля состояния цепи и подключения к этому выводу маркера программы Probe).

    В строке Modeled Pin каждому выводу присваивается признак его участия в моделировании. Если в описании модели компонента какой-нибудь вывод не участвует (например, вывод для подачи напряжения смещения на операционный усилитель), ему этот признак не присваивается, и на схеме он будет изображен пунктиром.

  • Редактирование выводов компонента. После нанесения на чертеж всех выводов компонента и их атрибутов может возникнуть необходимость их редактирования. Для задания типа вывода его сначала необходимо выбрать (например, одинарным нажатием левой кнопки мыши) и затем по команде Edit>Pin Type (Ctrl+T) назначить тип вывода (одинарнре выполнение этой команды переключает тип вывода на одну позицию в списке"типов). Тип вывода, а также все его остальные атрибуты вводятся на панели диалога после двукратного нажатия левой кнопки при расположении курсора на выбранном выводе (аналогично команде Edit>Change). В нем редактируются следующие параметры:
    • Pin Name — имя вывода;
    • Туре — тип графического изображения вывода (т.е. указателя вывода);
    • Hidden — признак скрытого вывода, который не отображается на схеме (например, на схемах цифровых устройств не принято изображать цепи подключения питания и «земли», для операционных усилителей не всегда указывают подключение цепей питания), но необходим для моделирования (крестик слева от опции Hidden свидетельствует о ее активизации);
    • Net — имя проводника, к которому на схеме должен быть подключен скрытый вывод (показано, что скрытый вывод V+ подключения источника питания микросхемы на рис. 3.39 должен быть соединен с цепью, имеющей на схеме имя $G_+15V);
    • Display Name — вывод на чертеж схемы имен выводов;
    • Size, Orient, Hjust, Vjust — размер, ориентация, горизонтальная и вертикальная привязка имен выводов;
    • Pin — порядковый номер вывода;
    • ERC — электрический тип вывода, используемый только при выполнении команды поиска ошибок схемы Electrical Rule Check, принимающий значения:
      • don’t care — не проверяется;
      • input — вход;
      • output — выход;
      • bidir — двунаправленный вывод;
      • highZ — высокий импеданс;
      • open collec — открытый коллектор;
      • open emitter — открытый эмиттер;
      • power — подключение источника питани.

    Из рассматриваемой панели выбором командной кнопки Edit Attributes переходят в панель диалога для редактирования атрибутов выводов.Просмотр имен всех выводов и при необходимости их редактирование производятся по команде Part>Pin List (Ctrl+P).

  • Редактирование атрибутов и шаблона символа. На заключительном этапе создания символа компонента редактируют введенные ранее и дописывают новые атрибуты, задается его шаблон. Это производится одним из двух способов.
  • 1 способ. По команде Part>Attributes возможно редактирование всех существующих атрибутов символа и добавление новых с помощью диалогового окна .
    2 способ. Курсор устанавливается на редактируемый атрибут компонента, и два раза щелкают левой кнопкой мыши. В результате управление передается в панель диалога для изменения этого атрибута . В связи с тем, что способ редактирования атрибутов в различных панелях диалога одинаков, обсудим работу в изображенной на панели с наиболее полной информацией. На ней имеются следующие поля:

    • Name — задание имени атрибута (если атрибут с введенным именем существует, то можно отредактировать его значение);
    • Value — значение атрибута;
    • What to Display (что выводить на экран):
      • Value only — только значение атрибута;
      • Name only — только имя атрибута;
      • Both name and value — имя и значение атрибута;
      • Both name and value only if value define — имя и значение атрибута, если его значение определено;
      • None — ничего;
    • Display Characteristics (спецификация параметров текста атрибута):
      • Layer — задание слоя, на котором размещается имя и/или значение атрибута (видимость на экране информации, размещенной в разных слоях, устанавливается по,команде Options>Set Display Level);
      • Orient — ориентация текста атрибута;
      • Hjust — привязка текста по горизонтали (левая, по центру, правая);
      • Vjust — привязка текста по вертикали (нижняя, по центру, верхняя);
      • Size — масштаб изображения текста в процентах;
    • Changeable in schematic — разрешение изменять значение атрибута в режиме редактирования схем;
    • Keep relative orientation — вращение атрибута вместе с символом.

    Обсудим, как редактируются атрибуты. В поле списка на правой стороне панели диалога приводится перечень всех атрибутов компонента. Для ввода нового атрибута курсором отмечается первая свободная строка в поле списка, а для редактирования существующего — строка, где он расположен. В результате в верхнем поле редактирования (Name) появляются имя атрибута, а во втором (Value) — его значение, которые редактируются как обычные текстовые переменные. Результаты редактирования сохраняются после выбора командной кнопки Save Attr (отмена Del Attr). Назначение отдельных атрибутов символов подробно обсуждается в п. Правила составления шаблона символа и его редактирования также подробно излагаются в п.

  • Копирование символов. По команде Part>Copy создается новый символ путем копирования графической и текстовой информации одного из существующей. В диалоговом окне этой команды сначала на строке Existing Part Name указывают имя существующего компонента (его удобно выбрать из списка в окне Part), затем на строке New Part Name вводится имя нового компонента. После нажатия кнопки ОК на экране появляется графическое изображение символа и по командам Part>Attribute и Part>Definition вводятся необходимые коррективы в текстовую информацию (исправляется имя модели компонента, корректируется при необходимости его описание и т.п.). При этом если копируемый компонент имел прототип АКО, этот же прототип присваивается и новому компоненту.
  • Создание символов с помощью программы Model Editor. Отметим здесь способность программы Model Editor создавать типовые графические символы компонентов, для которых рассчитаны параметры математической модели (символ компонента помещается в библиотеку символов, имеющую то же имя, что и библиотека математических моделей). См. подробнее.
  • Упаковочная информация. Для обеспечения возможности создания печатных плат символы компонентов необходимо сопроводить так называемой информацией об упаковке. Проиллюстрируем это на примере цифровой ИС 1533ЛАЗ, содержащей 4 логических элемента (секции) 2И-НЕ. Сначала создается символ секции 2И-НЕ этого компонента , и вводятся его атрибуты:
  • PART=1533LA3
    MODEL=1533LA3
    REFDES=DD?
    TEMPLATE=X A @REFDES %A %B %Y %PWR %GND ©MODEL PARAMS: n\
    + IO_LEVEL=@IO_LEVEL MNTYMXDLY=@MNTYMXDLY
    IO_LEVEL=0
    MNTYMXDLY=0
    ipin(PWR)=$G_DPWR
    ipin(GND)=$G_DGND
    IMPL=
    В состав одной секции входят только три вывода: входы А, В и выход Y. Выводы «питания» PWR и «земли» GND обычно не должны быть видимы на схеме (имеют признак «Hidden») и они относятся не к отдельной секции, а к компоненту в целом.
    Информация об упаковке компонента вводится с помощью Мастера по команде Packaging>New в последовательности диалоговых окон . Сначала в окне Set Up Packaging указывают общие сведения:

    • Package Name — имя упаковочной информации;
    • Are there multiple gates in this package? Yes/No — наличие в корпусе компонента нескольких одинаковых секций;
    • Are there swappable pins? Yes/No — наличие логически эквивалентных выводов, которые можно переставлять между собой в целях упрощения трассировки проводников.

    В следующем диалоговом окне Set Up Multi Gate Package указывается количество секций и отмечается наличие общих для всех секций выводов :

    • Number of Gates — количество секций;
    • Number Pins per Gate — количество выводов в одной секции;
    • Use letters or numbers for Gate Names: Letters/Numbers — обозначение секций буквами или цифрами;
    • Are there pins that are shared between gates (e.g. power and ground pins)? Yes/No — наличие выводов, общих для всех секций (например, выводов питания и земли).

    Далее в окне Specify Footprint указывается имя одного или нескольких корпусов (Footprint), ассоциируемых с данным компонентом (все они должны иметь одинаковое количество выводов): Footprint — одно или несколько имен корпусов, разделяемых запятыми.
    В окне Assign Shared Pins указывают имена и номера выводов, являющихся общими для компонента :

    • Shared Pin Name — имя вывода;
    • Number — номер вывода.

    В окне Assign Pins (Multi Gates) указывают номера однотипных выводов во всех секциях, имеющих одинаковые логические имена :

    • Shared — признак общего вывода (имена и номера этих выводов переносятся из предыдущего окна);
    • Pin Name — логическое имя вывода;
    • Numbers — номера выводов, принадлежащих разным секциям и имеющим одно и то же логическое имя (разделяются запятыми).

    В последнем окне Set Up Package Pin Swaps указывают имена логически эквивалентных выводов :

    • Pin Names — общий список имен выводов секции компонента, в котором курсором выбираются имена логически эквивалентных выводов и нажимают кнопку Assign;
    • Pin Swaps — имена логически эквивалентных выводов.

    Полная информация об упаковке компонента выводится по команде Packaging>Edit и ее можно при необходимости отредактировать. Нажатие на кнопку Print выводит на печать полную информацию о символе компонента.

  • Библиотека символов и библиотека компонентов. Информация о символах компонентов заносится в текстовые файлы библиотек, имеющих расширение имени .SLB. Графическая и текстовая информация отдельных символов заносится в файлы с расширением имени .SYM по команде Part>Export и могут быть включены в другие библиотеки по команде Part>Import.
  • Текстовая информация о компонентах заносится в библиотечные файлы с расширением имени .PLB. Они содержат ссылки на имена символов компонентов и их упаковочную информацию. В качестве примера приведен фрагмент файла библиотеки отечественных ИС серии 1533, содержащейся в файле 1533.plb. По команде Packaging>Export из библиотеки компонентов извлекается информация об упаковке одного или нескольких компонентов, которая заносится в файл с расширением имени .PKG.
    Фрагмент библиотеки компонентов и информация об упаковке одного компонента

    Файл 1533.plb

    Файл 1533 LAS.pkg

    "version 8.0

    *package 1533LA3

    @index

    @types 4

    symloc 1533LA30 112

    g 1 A,B,C,D

    symloc 1533LA8 112 112

    @pinout

    symloc 1533TM5224 112

    t S014

    gl

    symloc 1533IR15 23734 142

    p A 1,4,9,12

    *package 1533LA3

    p В 2,5,10,13

    ©types 4

    p ?3,6,8,11

    g 1 A.B.C.D

    s PWR 14

    @pinout

    sGND 7

    t SOU

    gl

    p A 1,4,9,12

    p В 2,5.10,13

    pY 3,6,8,11

    s PWR 14

    sGND 7

    *package 1533LA8

    @types 4

    Статьи по теме

    Комментарии запрещены.